Ханский дворец находится на крымской территории, в городе Бахчисарае, на левобережье реки Чурук-Су и датируется 16 веком.
Бахчисарайский дворец, некогда ханская резиденция, поистине уникален, поскольку является единственным образчиком дворцовой архитектуры крымскотатарского периода. Сооружению, относящемуся к одноименному историко-культурному заповеднику, присвоен статус исторического и культурного памятника общемирового значения.
В переводе на русский язык «Бахчисарай» означает «Дворец-сад», что прекрасно проиллюстрировано обилием цветов и деревьев вкупе с фонтанами.
Замок бесконечно достраивался тем или иным правителем.
В 1736 году произошла трагедия, связанная с захватом Бахчисарая войском фельдмаршала Миниха, который приказал сжечь город и дворец вместе с ним. Правда, прежде было сделано подробное описание дворцового комплекса, дошедшее до наших времен, согласно ему и восстанавливали практически уничтоженную достопримечательность.
Когда-то комплекс занимал 18 гектаров земли, сегодня в его ведении чуть более четырех, на которых размещается немало объектов, в числе оных: северные и южные врата, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, конюшня, кухня, библиотека, мечеть, Персидский сад, тюрбе и ряд других. Практически все они открыты для посещения, наиболее известные стоит презентовать отдельно:
Северный портал дворца датируется 1611 годом, сделан из дерева и обит кованым железом. Обрамлен аркой, декорированной сплетением змеевидных существ. Сегодня является основным дворцовым входом. С левой и правой сторон соседствует со зданиями Свитского корпуса, которые в настоящее время приспособлены под аднимистративно-музейные помещения и выставочные залы.
Дворцовая площадь – центр резиденции, вокруг которого сгруппированы остальные объекты комплекса. Пространство вымощено и озеленено, в период правления крымских татар площадь была лишена всякой растительности. На песчаном участке собирались конные войска, дабы получить напутственные слова накануне военных походов, здесь же проводились торжественные мероприятия.
Большая ханская мечеть – одна из крупнейших в Крыму и одна из старейших в составе комплекса (16 век). Сооружение массивно, низ его представлен аркадой стрельчатой формы, а стены декорированный майоликовыми вставками. Четырехскатную крышу покрывает черепица карминового цвета, сменившая находившиеся здесь ранее купола. Начиняет мечеть вместительный зал с высокими колоннами, южную стену прорезают мозаичные цветные окна вкупе с михрабом. Верхний ярус окольцевали хоры, балкон застеклен и являет собой Ханскую ложу, расписанную и украшенную глазурованной плиткой. Сюда ведут винтовые ступени, попасть в ложу можно и со стороны двора.
Баня Сары-Гюзель или Желтой Красавицы напоминает турецкий хамам по своему образу и подобию. Использовалась по прямому назначению вплоть до 1924 года, а после помещение пришло в негодность. До сих пор ведутся реставрационные работы.
Ханское кладбище вмещает 98 мраморных и известняковых памятников. В его пределах похоронены ханы Девлет Первый Герай, Газы Второй Герай и еще семь последующих правителей. Посетители могут увидеть надгробия Мехмеда Четвертого Герая, Менгли Второго Герая и еще нескольких ханов. Члены семей владык также погребены здесь вкупе с представителями знати и приближенными ко двору людьми. Памятники похожи друг на друга и представляют собой саркофаги, обрамленные стелами. Наиболее примечательны, выбивающиеся из общей картины восьмигранные мавзолеи, построенные для Девлета Первого Герая и Исляма Третьего Герая.
А также дюрбе Диляры-бикеч, приставка к имени которой указывает на благородное происхождение. Женщина являлась фавориткой среди жен гарема Крыма Герая. Строение венчает полумесяц, а «Фонтан слез», расположенный теперь в фонтанном дворике, раньше находился подле сего дюрбе, стены которого геометрично прорезают два аркадных ряда.
Портал Демир-Капы, наиболее древняя часть комплекса (начало 16 века), служил когда-то парадным вдохом во дворец. Сложен резными известняковыми блоками, дверь его заключена в пилястровое обрамление с капителями коринфского типа.
Зал Дивана использовался для заседаний ханского Совета, в центре помещения располагался трон, обитый пестрым сукном и расшитый золотом, по левую и правую стороны от него размещались невысокие диваны для приближенных хана. Беи могли присесть на скамьи вдоль стен зала. До поджога полы были устланы мраморными плитами, центр помещения был отведен под квадратный бассейн, оборудованным фонтаном. А стены зала украшал фарфоровый декор.
Летняя беседка установлена на территории Бассейного дворика, ее «сердцем» является бассейн квадратной формы с беломраморным фигурным фонтаном, у стен беседки стояли диванчики. Изначальную одноэтажность дополнили вторым ярусом, на котором разместили Золотой кабинет. Его деревянный потолок декорирован резьбой и украшен хрустальной люстрой, стены прорезают 24 оконных проемов с цветным застеклением, подле – бархатные диваны. На стенах алебастровая лепнина в виде фруктово-вазового орнамента. Во время немецкой оккупации пропала восковая композиция зимнего сада с миниатюрными деревцами, птицами и цветами, находившаяся прежде на застекленных антресолях.
Золотой фонтан на деле является мраморным, назван из-за декора позолоченной резьбой растительной стилистики. Использовался для проведения церемонии омовения.
Еще один выше упомянутый Фонтан Слез прославило произведение Пушкина «Бахчисарайский фонтан», повествующее об отравлении любимой жены хана соперницей. Напоминает он райский источник Сельсебиль, в центре фонтана вырезан мраморный цветок, в большую чашу которого капают «слезы» воды, откуда перетекают в две меньшие, а после возвращаются обратно. Непрерывный цикл символизирует нарастающую и стихающую скорбь. Подножие декорировано спиралью, олицетворяющей вечность.
В наши дни в стенах дворца базируется Исторический и культурный музей крымских татар, а также художественный музей наряду с экспозициями холодного и огнестрельного видов оружия.
Красивейшее место.